К сожалению, в нашей семье уже не осталось в живых участников боевых действий.
Самая старшая у нас сейчас моя прабабушка (со стороны мамы), Леонтьева Людмила Ивановна.
На момент начала войны ей было всего полгода. Всю войну она провела в родительском доме в д. Покровское (теперь район Царицыно, Бирюлево г. Москва).
Она и рассказала нам много нового, или можно сказать позабытого старого, о чем мы не успели расспросить своих дедов-прадедов.
Отец Людмилы Ивановны, Апполонов Иван Иванович (мой прапрадедушка), кавалерист, прошел всю войну, дошел почти до Берлина, перед самой Победой был тяжело ранен. Как вспоминает прабабушка, ее отца привезли без сознания и оставили на платформе Покровская (недалеко от Царицыно).
Мама Людмилы Ивановны, Апполонова Анастасия Николаевна (моя прапрабабушка), выходила раненого мужа.
Муж Людмилы Ивановны, Чупиков Петр Герасимович (мой прадедушка), был старше ее на 16 лет.
В 1941 годуемуисполнилось лишь семнадцать.
Крепкий сибиряк, он убежал на фронт сам, не дожидаясь повестки из военкомата. Его военный путь начался 18 сентября 1942 года в 24 отдельном лыжном батальоне, 3 отдельной лыжной бригаде.
Эти бригады формировались из спортсменов-лыжников, студентов, имеющих навыки в лыжном спорте и, конечно же, сибиряков, «устойчивых» к морозам. Фашисты прозвали эти отряды «Лыжной Смертью», советские солдаты – «Снежной Кавалерией». Они устраивали засады на дорогах отступающего врага, уничтожали склады, штабы и командные пункты, взрывали поезда.
В конце марта — начале апреля 1943 года лыжные бригады были расформированы, и Петр Герасимович был направлен в 42 отдельный учебный танковый полк «СУ-76». «СУ-76»-самоходная установка. Тонкая броня, не самое мощное вооружение, открытое сверху боевое отделение… Чупиков Пётр ГерасимовичТакова на первый взгляд эта самоходная артиллерийская установка. Но первое впечатление обманчиво: громадный вклад самоходок СУ-76 в разгром врага, вторых по массовости выпуска бронированных машин после легендарного Т-34, трудно переоценить. Почти через 25 лет после Победы Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский вспоминал: «…Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту, а пехотинцы, всвою очередь, готовы были грудью заслонить их от огня вражеских бронебойщиков и фаустников…».
После учебного танкового полка Петр Герасимович служил в 3 гвардейской воздушно-десантной дивизии (за боевые заслуги дивизия удостоена почетного наименования «Уманская» ), в 8 гвардейском воздушно-десантном полку.
В его книжке красноармейца есть записи о том, что он был командиром отделения.
Участвовал в знаменитых сражениях под Прохоровкой на Орлово-Курской дуге летом 1943 года. 25 августа 1944 года получил звание гвардии старший сержант.
Был сильно ранен, попал в госпиталь с множественными осколочными ранениями левой голени, бедер, левой половины грудной клетки, лица и контузией.
Инвалид войны. Победу встретил в госпитале.
У Петра Герасимовича много наград, в его книжке есть записи о выданных премиях за отличный прыжок, за то, что он отличник-пулеметчик, за отвагу. Среди орденов и медалей есть орден Великой Отечественной войны и Орден Красного знамени.
Но он не любил надевать ордена, не любил вспоминать войну. Считал, что сделал то, что должен был сделать. Да и Людмила Ивановна вспоминает, что не чествовали так пышно раньше ветеранов. Это сейчас их наперечет, а тогда воевали все.
После войны окончил Высшую школу милиции.
Долгое время работал начальником воспитательной колонии. Так как он был юристом, разбирался в делах, отправлял на доследование. Таким образом, освободил много людей, которые были заключены ошибочно. У прабабушки остались письма с благодарностью, некоторые даже в стихах.
Совсем недавно наша семья узнала, что один уважаемый человек в конце своей жизни написал книгу воспоминаний. Он когда-то работал вместе с прадедушкой, это были 50-е годы, и так приятно было узнать, что абсолютно незнакомый чужой для нас человек с теплотой вспоминал в конце жизни о нашем любимом прадеде. Целая глава в книге была посвящена их взаимоотношениям и прабабушка плакала, читая эти строки, потому что всегда гордилась добротой и справедливостью своего мужа и всем горько, что его уже нет в живых.
Последние годы жизни прадед работал заместителем генерального директора на Кореневском заводе крахмало-продуктов.
Умер в 1991году в результате врачебной ошибки.
Он всегда останется в нашей памяти. Петр Герасимович из тех людей, кого называют человеком с большой буквы. Настоящий мужчина, честный, сильный, ответственный. Всегда боролся за правду. Любил свою семью, свою работу, свою Родину.
В рядах Красной Армии с 1934 года. Он закончил Высшее Военное училище (г. Керчь), Медицинское училище, Медицинский институт не успел закончить – началась война.
Петр Порфирьевич призвался в г. Клин. Участвовал в боях в дивизии Рокоссовского. Был начальником медицинского штаба.
В начале войны имел звание младшего лейтенанта, окончил войну в звании капитана.
Петр Порфирьевич был ранен. 3 контузии, 1 пулевое и 1 осколочное ранения. Осколочное ранение получил, вынося с поля боя раненую медсестру.
Воевал на Западном фронте. Дошел до Берлина 05.05.1945 г.
Петр Порфирьевич имеет 2 благодарности, подписанные лично Г.К. Жуковым и К.К. Рокоссовским.
Среди многих его наград особо ценны 3 Ордена Красного Знамени, 2 Ордена Красной Звезды, медаль «За Взятие Берлина».
После войны с 1945 по 1956 годы проходил воинскую службу в немецком городе Магдебург.
Селютин Петр Порфирьевич прожил долгую счастливую жизнь, он помог воспитать внуков.
В 2003 году его не стало. Мы всегда будем помнить об этом золотом человеке.
Про него всегда в семье знали немного. Рассказывал он очень мало, и многое уже мы узнавали после его смерти, разбирая документы.
Он воевал в Гражданской войне, а также в Финской. С 1919 года в рядах Красной Армии.
К сожалению, я не могу предоставить фотографии, они находятся в другом городе. Да и документов не так много. О нем мы знаем со слов дедушкиной тети, Риммы Михайловны.
Сначала прапрадедушка был командующим противовоздушной обороны города Кронштадта. Потом командиром 132 дивизии Противовоздушной обороны Черноморского флота.
Михаил Семенович был полковником, обеспечивал безопасность при проведении конференции трех Союзных держав в Ялте. (Ялтинская конференция).
Имеет награды и ордена – Орден «Красной Звезды», Орден «Красного Знамени», Орден Ленина, Орден «Отечественной Войны I степени».
Вот некоторые документы, которые мы смогли найти на сайте подвиг народа http://podvignaroda.mil.ru/
Выдержка из последнего документа как раз о проведении Ялтинской конференции.
Тетя Римма рассказывала, что прапрадед видел лично Рузвельта и Черчилля, служил с самим Жуковым, и именно поэтому семья после войны оказалась в городе Одесса.
Жукова отправили в этот город наводить порядок, а прапрадед был в составе его окружения и был командирован вместе с ним. Позже Жукова перевели в Южно-Уральский округ, а прапрадед остался в Одессе, там и прожил всю свою оставшуюся жизнь.
Очень увлекался живописью. Осталось очень много картин, написанных его рукой. Одна из них находится у меня дома.
Он умер в 1980 году, прожив долгую, трудную, но счастливую жизнь.
Обо всех подвигах наших прадедов мы конечно не знаем.
Можно лишь частично восстановить их славный путь. Но это страшное время не сломило их, они стали только сильнее, мудрее.
Бесконечно наше уважение к их памяти. Мы гордимся нашими предками, которые смогли победить фашистских захватчиков, смогли отстоять нашу Родину!
Мы должны всегда помнить о том, какой тяжелой ценой досталась эта Победа, сохранять историческую память о подвигах участников Великой Отечественной Войны и тружеников тыла, мы должны брать пример со своих геройских предков, чтобы всегда стараться быть достойными гражданами нашей страны.