Семья Подосёновых Ильи и Софии

Подосёнов Николай Александрович
(1924 – 1977 гг.)

Мой дед Подосёнов Николай Александрович родился в далекой костромской деревне Утмановка в бедной крестьянской многодетной семье, в которой было 8 детей.

До войны Николай отлично закончил семилетнюю школу и по комсомольской путевке поступил в Архангельское мореходное училище.

Когда началась Великая Отечественная война, 17-летнего юношу с 3-го курса призвали служить на дизельную подводную лодку Северного флота, которая сопровождала и охраняла морские конвои — суда, доставлявшие различные грузы (вооружение, продовольствие) по лендлизу, от берегов Англии до Архангельска (зимой до Мурманска).

В начале зимы их подводная лодка была атакована немецкими бомбардировщиками у берегов Англии. Лодка была повреждена и легла на грунт; Николай получил ранение. Более месяца его лечили в Англии в госпитале, за это время он научился неплохо разговаривать по-английски.

После выздоровления Николая направили в пропагандистскую бригаду, которая на пароходе отправлялась в различные страны с агитацией в поддержку СССР и борьбы против фашистской Германии. Написали ему текст выступления, и Николай на митингах в различных портах разных стран ораторствовал. Вскоре уже без шпаргалки «толкал» речь на английском языке.

Обошли они весь круглый свет (Англию, Исландию, США, Кубу и др.), в районе Филлипин на одном из островов зашли в порт, и агитбригада выступала на очередном митинге на площади в городе. В это время порт заняли японские корабли, и местные аборигены наших агитаторов увели в джунгли и там кормили неделю, а может две. Надоело, видимо, им носить пищу каждый день чужим людям и сдали их японцам.

Так они оказались в одиночных камерах в Японии, которая была союзницей Германии, но официально войну с Подосёнов Николай АлександровичСоветским Союзом не вела. Там их по одиночке допрашивали, вербовали различными способами на свою сторону: то избивали и не кормили, то устраивали пышный обед со спиртным, сулили много денег. Потом в одиночную камеру подсылали девиц-японок, которые садились к ним на колени, обнимали, целовали, и всё снимали скрытыми камерами, затем демонстрировали им как улики.

Выдержал комсомолец Николай Подосенов и самурайские пытки, и истязание голодом, не польстился ни сытой жизнью, ни японскими проститутками. Каким-то образом они сообщили о своем местонахождении в советское посольство, и через МИД их переправили во Владивосток, где их с пристрастием допрашивали в НКВД. Поскольку за Николаем никаких компрометирующих обстоятельств не было выявлено, то его направили в дивизион подводных лодок Тихоокеанского флота, где он в 1945 году участвовал в боевых действиях против японских милитаристов.

После окончания войны старшина 1-й статьи Н.А.Подосенов еще до 1950 года проходил службу на подводных лодках ТОФ.

Он награжден медалью «За оборону советского Заполярья», а позднее – орденом «Знак Почета» и еще 5-ю медалями.